26 января 1996 года N 1-ГД ------------------------------------------------------------------ ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Самарской Губернской Думой 21 декабря 1995 года (в ред. Законов Самарской области от 02.12.96 N 20-ГД ) от 29.07.97 N 12-ГД) Раздел 1. ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия и термины 1. В настоящем Законе понятия и термины используются в следующих значениях: муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, настоящим Законом; местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения; органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования; должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно - распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения; муниципальная собственность - собственность муниципального образования; местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно; муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий; местное сообщество - население муниципального образования, обладающее правом непосредственно либо через своих выборных представителей участвовать в решении вопросов местного значения; наказ избирателей - поручение избирателей кандидату в депутаты (в члены представительного органа), на выборную должность местного самоуправления, имеющие общественное значение, принятое органом (должностным лицом) к исполнению в соответствии с законодательством о статусе депутатов, уставом муниципального образования. 2. Термины "муниципальный" и местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления местного самоуправления. Статья 2. Местное самоуправление в Самарской области 1. Местное самоуправления составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. 2. Местное самоуправление является формой народовластия, обеспечивающей населению Самарской области возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. 3. Местное самоуправление в Самарской области осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные представительные, исполнительные и иные органы местного самоуправления. Статья 3. Право граждан и иных лиц на участие в местном самоуправлении 1. Граждане Российской Федерации имеют право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей. Ограничение права граждан на участие в местном самоуправлении по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам запрещается. 2. Граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, других формах непосредственного народовластия. 3. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к службе в органах местного самоуправления. 4. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. 5. Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому право на получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. 6. Граждане осуществляют свое право на участие в местном самоуправлении, как правило, по месту их постоянного жительства. Иные основания для участия в местном самоуправлении устанавливается уставом муниципального образования. 7. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл и деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Гражданам Российской Федерации гарантируется судебная защита права на осуществление местного самоуправления. 8. Исключен.- ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 02.12.96 N 20-ГД) Статья 4. Муниципальные образования и местное сообщество 1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях: городских, сельских поселениях, районах (уездах), сельских округах (волостях), других муниципальных образованиях, территориях в соответствии с законами Самарской области. 2. Членам местного сообщества является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающей на территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление. Статья 5. Правовая основа местного самоуправления Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; законы Российской Федерации; Устав и законы Самарской области; уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты местного самоуправления. Статья 6. Устав муниципального образования 1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются: 1) границы и состав территории, в которых осуществляется местное самоуправление; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура, состав, функции, порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; 7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; 8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок отзыва, выражения недоверия или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления населением; 10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; 11) гарантии прав должностных лиц органов местного самоуправления; 12) условия и порядок организации муниципальной службы; 13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; 14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, казачества с учетом исторических и иных местных традиций; 15) другие положения об организации местного самоуправления, компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и Самарской области. 2. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в процесс подготовки и принятия устава муниципального образования не допускается. 3. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке установленном законом Самарской области. 4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только его противоречие Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам Самарской области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. 5. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального обнародования (опубликования). Статья 7. Основные принципы местного самоуправления Местное самоуправление в Самарской области осуществляется на следующих основных принципах: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина: 2) признание за местным сообществом собственных полномочий (полномочий по решению вопросов местного значения); 3) самостоятельность местного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономическая и финансовая; 4) организационная обособленность органов местного самоуправления и взаимодействие их с органами государственной власти Российской Федерации и Самарской области в осуществлении общих задач и функций; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом; 6) соответствие материальных и финансовых ресурсов муниципального образования полномочиям органов местного самоуправления; 7) многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления; 8) государственная гарантия местного самоуправления; 9) учет общественного мнения и привлечение общественных структур на договорной основе к деятельности органов местного самоуправления с соблюдением принципа политического и социального плюрализма. Статья 8. Государственная поддержка местного самоуправления 1. Органы государственной власти Самарской области обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. 2. Органы государственной власти не вправе ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, иными законами Российской Федерации, настоящим Законом. Статья 9. Местное самоуправление в муниципальных образованиях закрытого типа Особенности осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях закрытого типа, непосредственно связанных с осуществлением полномочий по предметам исключительного ведения Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом. Статья 10. Ассоциация муниципальных образований Муниципальные образования для более эффективного осуществления местного самоуправления и достижения иных целей вправе объединяться в ассоциации или союзы. Статья 11. Употребление языков при осуществлении местного самоуправления 1. При осуществлении местного самоуправления в Самарской области употребляется государственный язык Российской Федерации - русский язык. 2. В местах компактного проживания национальных меньшинств гарантируется употребление языка национальных меньшинств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 12. Символика муниципальных образований Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т. д.), отражающие исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции. Раздел 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Глава 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 13. Территория местного самоуправления 1. Территориями местного самоуправления в Самарской области являются: территории муниципальных образований - города областного значения, районы Самарской области. 2. Исключен. 3. Местное самоуправление в пределах муниципальных образований осуществляется: в городах областного значения: Самаре, Жигулевске, Кинеле, Новокуйбышевске, Октябрьске, Отрадном, Похвистнево, Сызрани, Тольятти, Чапаевске; в районах Самарской области: Алексеевском, Безенчукском, Богатовском, Большеглушицком, Большечерниговском, Борском, Волжском, Елховском, Исаклинском, Камышлинском, Кинельском, Кинель-Черкасском, Клявлинском, Кошкинском, Красноармейском, Красноярском, Нефтегорском, Пестравском, Похвистневском, Приволжском, Сергиевском, Ставропольском, Сызранском, Хворостянском, Челно-Вершинском, Шенталинском, Шигонском; городе районного значения - Нефтегорске; в поселках городского типа, курортных, дачных поселках, волостях (сельских округах), сельских населенных пунктах. 4. В поселениях и во внутрипоселенческих территориях может осуществляется территориальное общественное самоуправление. (статья 13 в ред. Закона Самарской области от 29.07.97 N 12-ГД) Статья 14. Порядок решения вопросов административно - территориального устройства в Самарской области 1. Установление и изменение границ муниципальных образований осуществляется Самарской Губернской Думой с учетом исторических и иных местных традиций. (п.1 в ред. Закона Самарской области от 29.07.97 N 12-ГД) 2. Изменение границ муниципальных образований не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий, выраженного в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. 3. Порядок образования и упразднения муниципальных образований и не являющихся муниципальными образованиями населенных пунктов, территорий, установления и изменения их границ и административных связей, решения других вопросов административно-территориального устройства устанавливается законом Самарской области. Статья 15. Земельные отношения на территории муниципального образования 1. Территорию муниципального образования составляют все земли, находящиеся в ведении данного сообщества, независимо от форм собственности и целевого назначения. 2. Порядок использования земель, переданных в ведение местного сообщества, устанавливается местным сообществом в соответствии с земельным, градостроительным и природоохранным законодательством. 3. Органы местного самоуправления могут с учетом мнения в интересах местного сообщества устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные условия использования земель, находящихся в границах территории муниципального образования. 4. Вопросы об образовании, объединении, преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образований и установлении границ их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно. Статьи 16,17,18,19,20,21 исключены. - Закон Самарской области от 29.07.97 N 12-ГД) Глава 3. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 22. Система органов местного самоуправления 1. Систему органов местного самоуправления составляют: представительные органы; исполнительные органы; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. 2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. 3. Система и статус органов местного самоуправления определяются законами Российской Федерации, Самарской области, уставом муниципального образования. Статья 23. Органы местного самоуправления - юридические лица Органы местного самоуправления являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют печати, штампы, бланки с местной символикой, расчетные, текущие, валютные и иные счета в банковских учреждениях. Статья 24. Представительные органы местного самоуправления 1. Представительные органы местного самоуправления образуются исключительно в муниципальных образованиях. 2. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законом Самарской области. 3. В сельских поселениях представительные органы могут не создаваться. Полномочия представительных органов в случае осуществления другими органами местного самоуправления. 4. Срок полномочий представительных органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования и не может быть менее двух лет. (Пункт 4 в ред. ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 02.12.96 N 20-ГД) 5. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования. Статья 25. Полномочия представительных органов местного самоуправления 1. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится: 1) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 2) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 3) установление местных налогов и сборов; 4) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; 5) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом; 6) передача полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти Самарской области; 7) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. 2. Представительные органы местного самоуправления обладают распорядительными полномочиями по вопросам, находящимся в их исключительном ведении, а также по другим вопросам в соответствии с законом Самарской области. 3. Полномочия представительных органов местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования. Статья 26. Основы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления 1. Представительные органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия исключительно в коллегиальном порядке. 2. Условия правомочности заседания представительного органа, порядок рассмотрения вопросов и принятия им решения закрепляются в уставе муниципального образования. Статья 27. Исполнительные органы местного самоуправления 1. Исполнительные органы местного самоуправления образуются в муниципальных образованиях и не являющихся муниципальными образованиями населенных пунктах (территориях). 2. Исполнительные органы местного самоуправления (местная Администрация) состоят из Главы Администрации (Главы местного самоуправления) и структурных подразделений Администрации, в сельских населенных пунктах - старосты и др. 3. Глава Администрации муниципального образования, за исключением Главы Администрации района в городе, в соответствии с уставом муниципального образования, избирается непосредственно населением. 4. Порядок замещения должности Главы Администрации района в городе устанавливается уставом города исходя из сочетания интересов населения района в городе и обеспечения единства в управлении и развитии городского хозяйства. 5. Глава Администрации не являющегося муниципальным образованием населенного пункта, за исключением районов города, избирается сходом (собранием), конференцией жителей и является Главой местного самоуправления населенного пункта. 6. Срок полномочий Главы местного самоуправления (местной Администрации) устанавливается законом Самарской области, уставом муниципального образования и не может быть меньше срока полномочий соответствующего представительного органа местного самоуправления. 7. Срок полномочий Главы местного самоуправления (Администрации) города областного значения составляет 4 года. 8. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные выборные должностные лица местного самоуправления. Статья 28. Основы организации и деятельности исполнительных органов местного самоуправления 1. Местная Администрация в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет свою деятельность на основе единоначалия или в коллегиальном порядке. 2. Если местная Администрация осуществляет свою деятельность на основе единоначалия, структурные подразделения Администрации подчиняются непосредственно Главе Администрации. 3. Местная Администрация: управляет муниципальным хозяйством; разрабатывает и исполняет местный бюджет (смету расходов); выполняет в соответствии с законом Самарской области, уставом муниципального образования другие исполнительно-распорядительные полномочия. 4. Глава местного самоуправления созывает на заседания соответствующий представительный орган местного самоуправления, а в населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями - сходы (собрания), конференции жителей, подписывает их решения. 5. Порядок организации и деятельности исполнительных органов местного самоуправления (местной Администрации) устанавливается законами Самарской области и закрепляется в уставе муниципального образования. Статья 29. Правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц 1. Органы местного самоуправления и их должностные лица по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу определяются законом Самарской области и закрепляются в уставе муниципального образования. 2. Правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу после их опубликования. Глава 4. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ Статья 30. Местный референдум 1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. 2. В местном референдуме вправе участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Участие в местном референдуме является свободным. 3. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. 4. Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения, выраженному в соответствии с уставом муниципального образования, а также по предложению Главы местного самоуправления. Глава местного самоуправления не вправе предлагать на референдум вопрос о ликвидации представительного органа местного самоуправления. 5. На местный референдум могут выноситься вопросы, определенные уставом муниципального образования. Не могут выноситься на местный референдум вопросы касающиеся: замещения и освобождения должностей в органах местного самоуправления, не являющихся выборными, кроме Главы местного самоуправления; установления местных налогов и сборов; местного бюджета и использования местных финансовых ресурсов. 6. Вопросы, выносимые на референдум, должны исключать множественность их толкования. 7. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Статья 31. Собрание (сход) граждан, конференция 1. В муниципальных образованиях для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы), конференции граждан. 2. Собрание (сход), конференция граждан считаются правомочными при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, делегатов конференции. 3. Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции граждан, принятия и изменения их решений, пределы их компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом Самарской области. 4. Сходы (собрания), конференция жителей, созываются по мере необходимости, а где отсутствуют выборные представительные органы - не реже одного раза в год Главой самоуправления или по инициативе не менее 10% членов местного сообщества, обладающих избирательным правом. К исключительному ведению схода (собрания), конференции жителей, где отсутствуют выборные представительные органы, относятся следующие вопросы: принятие устава муниципального образования; утверждение планов и программ социально-экономического развития населенного пункта; иные вопросы в соответствии с уставом муниципального образования. 5. Решения, принятые на сходе (собрании), конференции жителей в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории населенного пункта, а также гражданами. Статья 32. Народная правотворческая инициатива 1. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на проявление народной правотворческой инициативы по вопросам местного значения. 2. Проекты местных нормативных правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании, с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - обнародованию для всеобщего сведения. 3. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право обращаться в органы местного самоуправления с запросами. Ответы на запросы даются в срок не более 1 месяца и подлежат обнародованию для всеобщего сведения. Статья 33. Территориальное общественное самоуправление 1. Территориальное общественное самоуправление населения осуществляется через собрания (сходы) и конференции жителей, обсуждение населением важных вопросов местной жизни, иные формы непосредственной демократии, органы территориального общественного самоуправления населения (советы и комитеты населенных пунктов, микрорайонов, кварталов и других территорий) на отдельные части территории муниципального образования. 2. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения, определяются по инициативе жителей соответствующими органами местного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут являться юридическими лицами. 3. Органы местного самоуправления обеспечивают территориальное общественное самоуправление населения, которое является составной частью системы местного самоуправления. 4. Особенности организации и порядок осуществления территориального общественного самоуправления населения в населенных пунктах устанавливаются в уставах муниципальных образований. Статья 34. Муниципальное избирательное право 1. Избрание в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Выборы проводятся по одномандатной мажоритарной системе. 3. Участие в выборах является свободным, выборы проводятся гласно. 4. Гражданам Российской Федерации гарантируются равные возможности участия в выборах. 5. Порядок проведения выборов определяется законом Российской Федерации, законом Самарской области, уставом муниципального образования. 6. Расходы, связанные с выборами, осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов. Глава 5. ВЫБОРНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА Статья 35. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 1. Депутат является членом представительного органа местного самоуправления. 2. Депутат, выборное должностное лицо выражают волю населения, проживающего на территории местного самоуправления. 3. Депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. 4. В своей деятельности депутат, должностное лицо руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Самарской области, уставом муниципального образования, своими убеждениями, предвыборной программой и наказами избирателей. 5. Полномочия депутата начинаются со дня избрания и прекращаются с момента работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. 6. Депутат может осуществлять свои полномочия на постоянной основе с освобождением от основной трудовой или служебной деятельности в соответствии с уставом муниципального образования. 7. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления могут быть отозваны избирателями до окончания срока полномочий. Порядок отзыва устанавливается законом Самарской области, уставом муниципального образования. 8. Депутат представительного органа местного самоуправления не вправе совмещать депутатскую деятельность с работой в исполнительных органах, кроме должности местного самоуправления. Статья 36. Неприкосновенность депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, социальные гарантии 1. Депутаты, выборные представители, выборные должностные лица местного самоуправления обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны на территории муниципального образования (кроме случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Самарской области. (пункт 1 в ред. Закона Самарской области от 29.07.97 N 12-ГД) 2. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливается законом Самарской области. Глава 6. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА Статья 37. Служба в органах местного самоуправления 1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, признаются муниципальными служащими. 2. Правовая регламентация службы, в том числе требования к должностям, статус и социальные гарантии служащего, особенности прохождения службы, управление службой в органах местного самоуправления устанавливаются законом Самарской области и закрепляются в уставе муниципального образования. 3. Особенности организации службы в органах местного самоуправления устанавливаются этими органами самостоятельно. Статья 38. Ограничения, связанные со службой в органах местного самоуправления 1. Муниципальный служащий не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; (Абзац в ред. ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 02.12.96 N 20-ГД) состоять членом органов управления хозяйствующих субъектов, если иное не предусмотрено законами и иными нормативными актами; быть поверенным или представителем в делах третьих лиц в органе местного самоуправления; использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество, служебную информацию; получать, в связи с исполнением должностных полномочий, от юридических лиц и граждан подарки, услуги, иное вознаграждение; выезжать в связи с исполнением должностных полномочий за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок, осуществляемых в соответствии с международными договоренностями; принимать участие в забастовках. 2. Муниципальный служащий, кроме Главы Администрации (Главы местного самоуправления), не может быть членом представительного органа местного самоуправления. Раздел 3. ОСНОВЫ КОМПЕТЕНЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Глава 7. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ОРГАНОВ Статья 39. Компетенция местного самоуправления Компетенция местного самоуправления включает вопросы местного значения и вопросы государственного значения, в решении которых участвует местное сообщество. Статья 40. Вопросы местного значения 1. К вопросам местного значения относятся: 1) принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; 5) содержание и использование муниципального жилого и нежилого фондов; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного школьного и профессионального образования; 7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение социального благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; 9) регулирование планировки и застройка территорий муниципального образования; 10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства; 11) контроль за использованием земель муниципального образования; 12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 13) организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; 14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; 15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 16) благоустройство и озеленение муниципальных образований; 17) организация утилизации и переработки бытовых отходов; 18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 19) организация и содержание муниципальных архивов; 20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений населения услугами связи; 21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; 23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; 24) организация и содержание муниципальной информационной службы; 25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; 26) создание условий для организации зрелищных мероприятий; 27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; 28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; 29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; 30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Самарской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. 2. В случае если на территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом Самарской области. Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Статья 41. Вопросы государственного значения 1. К вопросам государственного значения, в решении которых в соответствии с законодательством принимают участие органы местного самоуправления, население - предметам совместного ведения относятся; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; осуществление ценовой политики; осуществление статистического и бухгалтерского учета; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, охрана памятников истории и культуры, не являющихся муниципальной собственностью; защита прав потребителя; вопросы комплексной организации здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости и социальной защищенности населения, развития культуры, физкультуры и спорта; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; административное производство. 2. Органы местного самоуправления могут привлекаться к решению других вопросов государственного значения, а также к осуществлению федеральных и региональных государственных программ. 3. Выполнение органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, а также их участие в осуществлении государственных программ должно обеспечиваться необходимыми материально - финансовыми и иными ресурсами. 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляются только федеральными законами, законами Самарской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется соответственно федеральными законами и законами Самарской области. Статья 42. Порядок установления полномочий местного самоуправления 1. Полномочия органов местного самоуправления в соответствии с их структурой, а также полномочия сходов (собраний), конференций жителей устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области. 2. Полномочия по решению вопросов местного значения разграничиваются между представительными и исполнительными органами местного самоуправления, а также сходами (собраниями), конференциями жителей, уставом муниципального образования в соответствии с законом Самарской области. 3. Полномочия по решению вопросов государственного значения разграничиваются между представительными и исполнительными органами местного самоуправления в зависимости от категорий муниципальных образований федеральными законами и законами Самарской области. Статья 43. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления 1. Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления осуществляются посредством: заключения договоров и соглашений; создания координационных, консультационных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих. 2. Органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе. Осуществление права законодательной инициативы регулируется законами Самарской области. 3. Предложения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Самарской области. 4. По предметам совместного ведения, указанным в п.1 ст.41 настоящего Закона, органы государственной власти Самарской области принимают законы и другие нормативные правовые акты по согласованию с органами местного самоуправления. Согласование осуществляется путем направления в органы местного самоуправления проектов законов, нормативных и иных актов. Орган местного самоуправления в письменной форме доводит свое мнение (согласие или несогласие) до органа государственной власти в установленный срок, но не менее одного месяца со дня опубликования акта в печати либо поступления его в орган местного самоуправления. Согласование может осуществляться в Совете Глав местного самоуправления Самарской области, либо в Совете делегатов представительных органов местного самоуправления районов, городов областного значения Самарской области. Созыв Совета Глав местного самоуправления, Совета делегатов представительных органов местного самоуправления осуществляется соответственно Главой Администрации (Губернатором) Самарской области либо Самарской Губернской Думой. Статья 44. Государственные социальные стандарты 1. Государственные социальные стандарты удовлетворения жизненных потребностей населения устанавливаются федеральными законами и законами Самарской области. 2. Органы местного самоуправления при решении вопросов, отнесенных к их ведению, обеспечивают уровень удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже государственных социальных стандартов и несут ответственность за их соблюдение. Статья 45. Основные социальные стандарты и обязанности органов местного самоуправления при решении социальных вопросов 1. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из муниципальных жилищных фондов бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными в Самарской области социальными стандартами. 2. Медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 3. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного воспитания, среднего общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Раздел 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Глава 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 46. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Статья 47. Муниципальная собственность 1. Муниципальная собственность выступает в виде собственности городских, сельских поселений и других муниципальных образований. 2. В муниципальной собственности находятся: муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; имущество органов местного самоуправления; средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных и валютных фондов, ценные бумаги и другие финансовые активы; муниципальный жилищный фонд и объекты муниципального нежилого фонда; нежилые помещения в домах муниципального и государственного жилищного фонда; имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфрастуктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально - бытовых и социально - культурных потребностей населения; имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности; имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества; муниципальные предприятия, банки и другие финансово - кредитные организации. 3. Население владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности через органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Самарской области, уставами муниципальных образований, непосредственно. 4. Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов. 5. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. 6. Муниципальная собственность защищается государством равным образом с другими формами собственности. Статья 48. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений, организаций 1. Органы местного самоуправления вправе создавать в соответствии с законодательством предприятия для осуществления хозяйственной деятельности на подведомственной территории, а также учреждения, организации. 2. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений, организаций, заслушивает отчеты об их деятельности. Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности. 3. Права по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы органами местного самоуправления отдельным юридическим лицам и гражданам с обязательным установлением контроля за пользование указанными правами. 4. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Предприятия, учреждения, организации самостоятельно определяют свою структуру, затраты на содержание аппарата управления, штаты и порядок оплаты труда работников. 5. Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности и не состоящими на бюджете, принадлежит им на праве хозяйственного ведения. Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета, находится у них в оперативном управлении. Статья 49. Взаимоотношения органов местного самоуправлениия с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности 1. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально - экономическом и экологическом развитии территории муниципального образования, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения, организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на соответствующей территории. Статья 50. Муниципальный заказ Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на любой вид деятельности, направленной на обеспечение жизненных потребностей населения и устойчивого развития территорий. Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Глава 9. Финансовые условия местного самоуправления Статья 52. Финансовые ресурсы местного самоуправления Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитных ресурсов, а также средств органов территориального общественного самоуправления. Статья 53. Местные бюджеты и сметы доходов и расходов 1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. 2. В городских районах, не являющихся муниципальными образованиями, имеются сметы доходов и расходов, утверждаемые представительным органом самоуправления города. Статья 54. Структурные отношения между местными бюджетами Структурные отношения между местными бюджетами строятся в соответствии с Законом Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области". Статья 55. Основные бюджетные права органов местного самоуправления Разработка проекта и исполнение бюджета осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Утверждение бюджета и контроль за его исполнением осуществляются представительными органами местного самоуправления. Вмешательство иных органов и организаций в процессе разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета об его исполнении не допускается. Статья 56. Доходы и расходы местных бюджетов 1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от общефедеральных налогов и налогов Самарской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Самарской области, а также поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, часть прибыли от муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местного бюджета. Статья 57. Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности 1. Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов устанавливаются Самарской Губернской Думой в целях финансового обеспечения соблюдения органами местного самоуправления установленных государственных социальных стандартов. 2. Соблюдение нормативов обеспечивается органами государственной власти Самарской области. Статья 58. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов Органы государственной власти Самарской области в соответствии с законодательством обеспечивают сбалансированность смет доходов и минимально необходимых расходов территорий, входящих в состав муниципальных образований. Статья 59. Компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления Дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти, компенсируются органами, принявшими решения в порядке и в сроки, установленные законодательством. Размер компенсаций определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах средств, переданных им в качестве компенсации. Статья 60. Местные налоги, сборы и иные платежи Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги, сборы, пошлины, штрафы и иные платежи, являющиеся дополнительными источниками финансовых поступлений в местный бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с законами Российской Федерации, Самарской области и уставом муниципального образования. Статья 61. Самообложение населения Самообложение населения предусматривает разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования конкретных мероприятий по благоустройству, развитию коммунального хозяйства и культурно - бытовой сферы. Порядок самообложения определяется уставом муниципального образования. Статья 62. Платежи за пользование природными ресурсами 1. Органы местного самоуправления в порядке, установленном законами Российской Федерации и Самарской области, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются или добываются на территории муниципального образования. По решению представительных органов местного самоуправления такие платежи могут производиться в натуральной форме, если это не противоречит федеральному законодательству. 2. Органы местного самоуправления вправе получать часть валютной выручки от продажи добываемых на территории муниципального образования природных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 63. Сметы доходов и расходов населенных пунктов (территорий) 1. Не являющиеся муниципальными образованиями населенные пункты (территории) имеют сметы доходов и расходов, которые являются составной частью бюджета муниципального образования, в границах которого эти территории находятся. 2. Смета доходов и расходов составляется Главой местного самоуправления в соответствии с бюджетом муниципального образования, в границах которого данная территория находится, и утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования. 3. Органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют контроль за использованием территорией средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов. Статья 64. Внебюджетные и валютные фонды Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, а также валютные фонды в порядке и на условиях, установленных федеральными и областными законами. Статья 65. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки, и иные финансово-кредитные учреждения. Раздел 5. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Глава 10. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 66. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм их собственности, а также органами местного самоуправления граждан. 2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления населения, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти, а также другими органами местного самоуправления. 3. Законами Самарской области устанавливается административная ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления, населения. 4. Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут ответственность, в том числе имущественную, возмещает ущерб, причиненный их действиями или бездействием органам местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством. Статья 67. Рассмотрение предложений органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления местных сообществ 1. Официальные обращения местных сообществ, представительных органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами и организациями, которым эти предложения направлены. О результатах рассмотрения должен быть дан мотивированный ответ соответствующему органу местного самоуправления в срок, установленный законами Российской Федерации, законами Самарской области и уставом муниципальной образования. 2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом вносить законопроекты в Самарскую Губернскую Думу. Законопроекты, внесенные органами местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на ближайшей сессии (заседании). Статья 68. Гарантии бюджетной самостоятельности местного самоуправления Самостоятельность местного бюджета гарантируется: а) наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов; б) правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; в) запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов; г) возмещение ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления другого уровня. Статья 69. Финансовые гарантии компетенции органов местного самоуправления 1. Государство гарантирует местному самоуправлению финансирование, достаточное для удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже уровня государственных социальных стандартов. 2. В случае если государственные социальные стандарты не могут быть обеспечены закрепленными за местными бюджетами доходными источниками, органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники, отнесенные законодательством к доходам федерального бюджета и бюджета Самарской области. 3. Органы местного самоуправления вправе отказаться от выполнения решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы, если не обеспечена их предварительная компенсация. 4. Органы местного самоуправления вправе отказаться от выполнения переданных им государственных полномочий, а также от участия в осуществлении федеральных и региональных государственных программ, если они не обеспечены достаточными ресурсами. Статья 70. Судебная защита местного самоуправления 1. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Самарской области, невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, влечет ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке. 2. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд, арбитражный или третейский суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, а также права органов местного самоуправления. Раздел 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 71. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением и перед государством. 2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в случае нарушения законодательства Российской Федерации и Самарской области и местных нормативных актов либо утраты доверия. 3. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения законов и иных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах компетенции последних. Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением Органы местного самоуправления и выборные органы местного самоуправления подотчетны населению в соответствии с уставами муниципальных образований. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением реализуется через выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий, право отзыва выборных представителей и должностных лиц местного самоуправления. Конкретные формы ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением устанавливается в уставе муниципального образования. Руководители органов местного самоуправления, их подразделений, депутаты отчитываются перед населением в порядке, определяемом законами Самарской области, уставом муниципального образования. Статья 73. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством 1. В случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления решений, нарушающих Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы и иные правовые акты Самарской области, такие решения отменяются в судебном порядке, либо органом, принявшим решение. 2. В случае установленного судом неоднократного нарушения выборными органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов и других правовых актов Самарской области, устава муниципального образования, Самарская Губернская Дума может принять решение о досрочном прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления на основании заключения суда Самарской области. Статья 74. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Генеральный Прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законодательства органами местного самоуправления, их структурными подразделениями и должностными лицами. 2. Решения органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц, противоречащие законодательству Российской Федерации, законам и иным правовым актам Самарской области, подлежат опротестованию прокурорами. Статья 75. Обжалование в суд решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Раздел 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 76. Вступление закона в силу Настоящий закон вступает в силу момента его опубликования. Статья 77. Сохранение полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления и их должностные лица, избранные населением до принятия настоящего Закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они избраны. 2. Глава местного самоуправления (Главы Администрации), назначенные на должность вышестоящими органами, сохраняют свои полномочия до замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 27 настоящего Закона, но не более шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона. Статья 78. Срок установления и регистрации территорий муниципальных образований Органы государственной власти Самарской области устанавливают и регистрируют территории муниципальных образований в трехмесячный срок с момента вступления в силу настоящего Закона. Статья 79. Применение законодательства Российской Федерации Вопросы местного самоуправления, не урегулированные настоящим Законом, регулируются законами Российской Федерации. Губернатор Самарской области К. А. Титов г. Самара 26 января 1996 года N 1-ГД ------------------------------------------------------------------