УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (В ред. Законов Самарской области от 13.10.98 г. N 19-ГД , от 27.06.2000 N 25-ГД , от 14.12.2000 N 46-ГД , от 15.12.2000 N 46-ГД , от 24.07.2001 N 54-ГД ) Принят Самарской Губернской Думой 21 декабря 1995 года ПРЕАМБУЛА Мы, полномочные представители народа Самарской области, осознавая свою ответственность перед народом Российской Федерации, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, признавая высшей ценностью права и свободы человека и гражданина, уважая многовековую историю Самарской земли и традиции предков, стремясь к дальнейшему развитию экономики и культуры Самарской области и всей России, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, принимаем Устав (основной закон) Самарской области. Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЙ СТАТУС САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 1. Самарская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Российской Федерации. Статья 2. Государственно - правовой статус Самарской области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом Самарской области. Статья 3. Самарская область строит свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти и другими субъектами Российской Федерации на основе принципов, провозглашенных Конституцией Российской Федерации. Статья 4. Статус Самарской области может быть изменен по взаимному согласию области и Российской Федерации с учетом волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории Самарской области, обладающих избирательным правом, в соответствии с федеральным конституционным законом. Статья 5. Самарская область решает вопрос об изменении своего наименования, в соответствии с федеральным конституционным законом. Статья 6. Самарская область неотделима от Российской Федерации. Территория Самарской области является частью единой территории Российской Федерации. Статья 7. Основу правовой системы Самарской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав Самарской области, законы Самарской области. Статья 8. Устав Самарской области обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Самарской области, имеет прямое действие и применяется на всей территории Самарской области. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Самарской области, не могут противоречить Уставу Самарской области. Глава 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 9. Источником государственной власти Самарской области является народ Российской Федерации, проживающий на территории Самарской области (народ Самарской области). Статья 10. Народ Самарской области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Статья 11. Высшим непосредственным выражением власти народа Самарской области являются областной референдум и свободные выборы. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области. Статья 12. Система органов законодательной и исполнительной власти Самарской области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом, исходя из единства системы государственной власти Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Самарской областью. Статья 13. Образование, формирование и деятельность органов государственной власти Самарской области устанавливаются настоящим Уставом и законами Самарской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Статья 14. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральным и областным законодательством. Статья 15. Законодательную власть в Самарской области осуществляет Самарская Губернская Дума. Исполнительную власть в Самарской области осуществляет Губернатор (Глава Администрации) Самарской области, возглавляющий Администрацию области. Статья 16. Судебную власть в Самарской области осуществляют федеральные суды, Уставный суд Самарской области, мировые судьи Самарской области. Статья 16-1. В Самарской области для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти Самарской области настоящим Уставом устанавливаются следующие государственные должности Самарской области категория "А": Губернатор Самарской области; вице-губернатор Самарской области; председатель Самарской Губернской Думы (на постоянной основе); заместитель председателя Самарской Губернской Думы (на постоянной основе); председатель комитета (комиссии) Самарской Губернской Думы (на постоянной основе); заместитель председателя комитета (комиссии) Самарской Губернской Думы (на постоянной основе); член комитета (комиссии) Самарской Губернской Думы (на постоянной основе); председатель Счетной палаты Самарской Губернской Думы; Уполномоченный по правам человека в Самарской области; председатель Избирательной комиссии Самарской области (на постоянной основе); заместитель председателя Избирательной комиссии Самарской области (на постоянной основе); секретарь Избирательной комиссии Самарской области (на постоянной основе). Глава 3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Статья 17. В Самарской области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Статья 18. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в Самарской области. Статья 19. Граждане и иные лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в Самарской области равны перед законом и судом. Статья 20. Акты органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления, ограничивающие законные права и свободы человека и гражданина, не имеют силы на территории Самарской области, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Статья 21. Каждый вправе защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц всеми не запрещенными законом способами. Для содействия гражданам в защите их прав и свобод в Самарской области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Самарской области. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Самарской области, его компетенция, организационные формы и условия деятельности определяются законом Самарской области. Статья 22. Реализация совместных полномочий Российской Федерации и Самарской области по защите прав и свобод человека и гражданина осуществляется в соответствии с федеральными законами. Статья 23. Каждый вправе обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями. Обращения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех обращений, которые требуют дополнительного изучения и проверки. Сроки разрешения такого рода обращений могут быть продлены (не более чем на один месяц) с сообщением об этом лицу, подавшему предложение, жалобу, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Глава 4. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 24. Самарская область участвует в деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Статья 25. Самарская Губернская Дума обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, кандидатуры, назначаемые на должность руководителей территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Самарской области, согласовывают с органами государственной власти Самарской области. Статья 26. Органы государственной власти Самарской области участвуют в формировании и реализации на территории области федеральных государственных целевых программ. Условия участия Самарской области в федеральных государственных целевых программах, реализуемых на территории области, порядок возмещения расходов, связанных с реализацией программ, определяются соглашениями с федеральными органами государственной власти. Статья 27. Полномочия органов государственной власти Самарской области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Самарской области. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Самарской области могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Статья 28. В совместном ведении Российской Федерации и Самарской области находятся вопросы: 1. В области обеспечения государственной целостности, единства системы государственной власти Российской Федерации и управления ею: а) обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Самарской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; в) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. 2. В области защиты прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств: а) защита прав и свобод человека и гражданина; защиты прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; б) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; в) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; г) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. 3. В сфере разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, экологии: а) владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; б) разграничение государственной собственности; в) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. 4. В сфере социально - экономического развития: а) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; б) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. 5. В сфере законодательства: административное, административно - процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. 6. В сфере внешнеэкономических отношений: координация международных и внешнеэкономических связей Самарской области, выполнение международных договоров Российской Федерации. Статья 28-1. До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Самарской области вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации нормативные правовые акты Самарской области приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты Самарской области, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат в части, противоречащей федеральным законам. Статья 29. Самарская область обладает всей полнотой государственной власти по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области. Самарская область осуществляет собственное правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Самарской области. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным в соответствии с частью 2 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт Самарской области. Статья 30. Принятые в пределах компетенции нормативные правовые и иные акты органов государственной власти Самарской области, а также акты, принятые на областном референдуме, обязательны для выполнения на всей территории Самарской области всеми органами государственной власти области, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Невыполнение перечисленных выше актов влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области. Статья 31. В ведении Самарской области находятся вопросы: 1. В сфере организации управления Самарской областью: а) установление системы органов законодательной и исполнительной власти области, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; б) формирование органов государственной власти и управления области в соответствии с федеральными законами; в) установление порядка управления и управление учреждениями и организациями областного подчинения, определение их статуса и полномочий в соответствии с федеральными законами; г) правовое и иное обеспечение организации и деятельности местного самоуправления в Самарской области; д) административно - территориальное устройство Самарской области; е) определение областной политики и областные программы в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития области. 2. В сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: а) - исключен; б) введение особого режима областных зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; в) реализация права населения Самарской области на непосредственное выражение власти народа (референдумы, выборы и т. д.); г) юридическая помощь населению Самарской области. 3. В сфере управления областной собственностью: а) владение, пользование и распоряжение областной собственностью в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Самарской области; б) контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов областной собственности на территории Самарской области; в) управление энергетическими, инженерными, коммуникационными, информационными объектами, находящимися в областной собственности; г) определение порядка создания и деятельности областных экологических фондов, их формирование; д) предоставление налоговых и кредитных льгот при внедрении ресурсосберегающих технологий в пределах сумм, поступающих в областной бюджет, определение порядка их применения. 4. В сфере социально - экономического развития: а) жилищно - коммунальное хозяйство, местная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, жилищное строительство и благоустройство городов и других населенных пунктов, дорожное строительство и местный транспорт; б) организационное обеспечение деятельности учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты; в) создание областного пенсионного фонда, фонда социального страхования и иных фондов, направленных на социальную защиту населения Самарской области и управление ими; г) установление порядка формирования и деятельности областных попечительских советов; д) установление особого правового режима объектов областного культурного достояния, порядок ввоза и вывоза культурных ценностей, их охрана и хранение в соответствии с федеральными законами; е) создание зон с особым (специальным) статусом, определение их правового статуса в соответствии с федеральными законами; ж) почетные звания, награды, премии Самарской области; з) областные средства массовой информации, содействие их деятельности в соответствии с федеральными законами. 5. В финансовой сфере: бюджет области, областные налоги и сборы, внебюджетные и валютные фонды. 6. В сфере законодательства: а) реализация права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по всем вопросам, являющимся предметами ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Самарской области; б) принятие, изменение и дополнение Устава Самарской области, областных законов и других нормативных правовых актов Самарской области, контроль за их соблюдением. 7. В сфере связей с другими субъектами Российской Федерации зарубежными странами: а) экономические, научно - технические и культурные связи Самарской области с другими субъектами Российской Федерации. б) экономические, научно - технические и культурные связи Самарской области с зарубежными странами в соответствии с федеральными законами. Статья 32. К ведению Самарской области относятся иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и Самарской области. Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 33. Органы государственной власти Самарской области гарантируют создание, сохранение и поддержку учреждений и организаций образования, науки, культуры и здравоохранения. Статья 34. В Самарской области гарантируется соблюдение федеральных стандартов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, культуры. Статья 35. В Самарской области ведется Государственный реестр национального и культурного достояния области, в который включаются уникальные культурные ценности, находящиеся на ее территории. Правовой режим данных объектов устанавливается федеральным и областным законодательством. Статья 36. Органы государственной власти Самарской области проводят политику в сфере социальной защиты населения, основываясь на следующих принципах: а) содействие обеспечению занятости трудоспособного населения; б) оказание адресной помощи социально не защищенным слоям населения; в) поддержка слабозащищенных групп населения в приобретении и содержании жилья; г) развитие государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения. Статья 37. Законом Самарской области могут быть расширены гарантии и социальные права граждан, проживающих на территории Самарской области. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета Самарской области. Статья 38. В бюджете Самарской области предусматриваются обязательные нормативы отчислений на финансирование социальной сферы. Статья 39. В Самарской области поощряется и поддерживается благотворительная деятельность. Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 40. В состав Самарской области входят территориальные образования, административно подчиненные области на момент принятия настоящего Устава. Статья 41. Границы Самарской области могут быть изменены с учетом волеизъявления большинства граждан, проживающих в Самарской области, по взаимному согласию Российской Федерации, Самарской области и граничащих с Самарской областью субъектов Российской Федерации. Статья 42. Решения по вопросам административно - территориального устройства Самарской области принимаются Самарской Губернской Думой с учетом мнения населения соответствующих территорий в соответствии с законом Самарской области. Статья 43. - Исключена. Статья 44. Статус и состав территориальных образований и населенных пунктов Самарской области устанавливается законами Самарской области. Статья 45. Административным центром Самарской области является город Самара. Особенности статуса Самары как областного центра устанавливаются законом Самарской области. Статья 46. Самарская область имеет свой герб и флаг. Самарская имеет право на собственный гимн. Раздел II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 47. Экономика Самарской области базируется на многообразии форм собственности. Статья 48. В собственности области находятся: а) имущество органов государственной власти Самарской области как юридических лиц; б) предприятия, объекты, учреждения, организации, переданные в областную собственность федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления в Самарской области, иностранными государствами; в) предприятия и организации, созданные органами государственной власти Самарской области, приобретенные в собственность области; г) земельные участки, природные объекты и другие виды природных ресурсов, закрепленные в областную собственность в установленном федеральными законами порядке; д) средства областного бюджета, внебюджетных фондов, валютных фондов, ценные бумаги и иные финансовые активы органов государственной власти Самарской области; е) объекты, находящиеся за пределами области, являющиеся собственностью области в соответствии с соглашениями, договорами или по другим основаниям в соответствии с федеральным, областным законодательством, а также законодательством соответствующих зарубежных государств. Статья 49. Разграничение объектов государственной собственности в Самарской области на федеральные и областные проводится федеральными и областными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 50. Органы государственной власти Самарской области в пределах своей компетенции вправе вносить в органы государственной власти Российской Федерации представления о передаче в собственность области предприятий и иных объектов федеральной собственности, обеспечивающих жизнедеятельность области. Статья 51. Объекты областной собственности могут быть переданы в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. При решении вопросов о передаче объектов в муниципальную собственность учитываются значение этих объектов для местных нужд и наличие местных ресурсов, необходимых для их функционирования. Органы государственной власти Самарской области содействуют развитию и использованию объектов муниципальной собственности в интересах населения соответствующей территории и области, осуществляют контроль за деятельностью в экономической и социальной сферах в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 52. Органы государственной власти Самарской области путем установления соответствующих приоритетов налоговой и бюджетной политики содействуют развитию предпринимательской деятельности, основанной на всех формах собственности. В Самарской области защищаются потребители и поддерживается общественная деятельность по защите их прав. Статья 53. В целях обеспечения жизнедеятельности Самарской области и удовлетворения потребностей ее населения органы государственной власти Самарской области на договорной основе с соответствующими собственниками вправе использовать объекты федеральной, муниципальной собственности, частной собственности юридических и физических лиц, собственности общественных организаций, совместных предприятий и другие объекты, не входящие в состав областной собственности. Статья 54. Управление и распоряжение объектами собственности осуществляет Администрация Самарской области в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 55. Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируется федеральными законами и нормативными правовыми актами Самарской области. Органы государственной власти Самарской области в пределах свои полномочий осуществляют контроль за целевым, эффективным, экологически безопасным использованием земель и природных ресурсов на территории области независимо от их форм собственности, обеспечивают охрану природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей среды. Статья 56. Самарская область является самостоятельным участником внешнеэкономической деятельности, осуществляемой в интересах развития ее экономики и удовлетворения потребностей населения при соблюдении соответствующих положений Конституции и законов Российской Федерации, Устава и законов Самарской области. Внешнеэкономические связи области осуществляются в форме: а) заключения соглашений с зарубежными партнерами о реализации и приобретении продукции за счет средств валютных фондов и на иной основе; б) учреждения акционерных обществ с участием иностранного капитала; в) заключения договоров и соглашений на привлечение зарубежных инвестиций и кредитных ресурсов для развития экономики Самарской области. Используются и другие формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Статья 57. Социально - экономическое развитие Самарской области осуществляется на основе составления прогнозов, целевых программ и планов развития. Глава 8. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЛАСТИ Статья 58. Самарская область в соответствии со своими конституционными полномочиями и обязанностями субъекта Российской Федерации: а) выполняет финансовые обязательства перед Российской Федерацией, определяемые федеральным законодательством; б) получает из федерального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов бюджетные ассигнования, в том числе на федеральные и межрегиональные программы; в) осуществляет государственные внешние и внутренние заимствования, а также управление государственным долгом Самарской области; г) формирует и определяет бюджетный процесс Самарской области; д) осуществляет законодательное регулирование бюджетных и налоговых правоотношений в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством. Статья 59. Средства бюджета Самарской области и иное имущество Самарской области, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну Самарской области. Статья 60. Финансовая система области включает: а) бюджетную систему области; б) федеральные, региональные и местные налоги и сборы; в) федеральные бюджетные ассигнования; г) финансовые средства юридических и физических лиц. Статья 61. Функционирование каждого звена финансовой системы, их взаимоотношения регулируются федеральным и областным законодательством, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 62. Бюджетная система Самарской области является частью единой бюджетной системы Российской Федерации и включает в себя: а) областной бюджет; б) местные бюджеты; в) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Статья 63. Порядок осуществления бюджетного процесса в Самарской области, а также регулирование бюджетных правоотношений между областным и местным бюджетами определяется федеральным и областным законодательством. Статья 64. Составление проекта областного бюджета, исполнение, представление отчетов о его исполнении относятся к ведению исполнительных органов государственной власти Самарской области. Рассмотрение проекта областного бюджета, утверждение, контроль за его исполнением, утверждение отчетов об исполнении областного бюджета относятся, к ведению Самарской Губернской Думы. Аналогичные полномочия Самарская Губернская Дума и исполнительные органы государственной власти Самарской области осуществляют по отношению к территориальным государственным внебюджетным фондам. Статья 65. Доходы бюджетов, входящих в бюджетную систему области, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Статья 66. Расходы бюджетов, входящих в бюджетную систему области, осуществляются за счет доходов, а также заемных средств. Статья 67. Права органов государственной власти Самарской области по формированию расходной части областного бюджета определяются федеральным и областным законодательством. Органы государственной власти Самарской области и органы местного самоуправления согласовывают осуществление расходов, финансируемых совместно из областного и местных бюджетов. Статья 68. В расходной части областного бюджета предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти Самарской области. Размер резервных фондов устанавливается Самарской Губернской Думой. Статья 69. Целевые бюджетные фонды образуются в составе областного бюджета и расходуются в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 70. Налоговая система Самарской области строится на общих принципах налогообложения в Российской Федерации, с учетом региональных и местных особенностей и потребностей в финансовых ресурсах для обеспечения социально-экономического развития области и муниципальных образований. Статья 71. Система налогов и сборов Самарской области включает: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Статья 72. Федеральными налогами и сборами, входящими в систему налогов и сборов области, являются налоги и сборы, установленные федеральным законодательством, порядок зачисления которых в консолидированный бюджет области регулируется федеральным и областным законодательством. Статья 73. Региональными налогами и сборами, входящими в систему налогов и сборов области, являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным и областным законодательством, вводимые в действие законами Самарской области и обязательные к уплате на всей территории области. Статья 74. Местными налогами и сборами, входящими в систему налогов и сборов области, являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Статья 75. Кредитные организации могут привлекаться к осуществлению отдельных операций со средствами бюджета области на конкурсной основе. Организацию участия кредитных организаций по отдельным операциям со средствами бюджета области в бюджетном процессе осуществляют исполнительные органы государственной власти Самарской области. Статья 76. Формы, виды, условия выпуска и обращения ценных бумаг, выпускаемых государственными органами Самарской области, определяются в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов. Статья 77. Государственный долг Самарской области полностью и без условий обеспечивается казной Самарской области. Статья 78. Обслуживание счетов областного бюджета осуществляет учреждение Банка России по Самарской области. Статья 79. Правом распоряжения средствами областного бюджета обладают Губернатор Самарской области - руководитель финансового органа Администрации области. Раздел III. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 9. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ Статья 80. Самарская Губернская Дума (законодательный (представительный) орган государственной власти Самарской области) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Самарской области. Самарская Губернская Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Статья 81. В Самарской Губернской Думе правом законодательной инициативы обладают депутаты Самарской Губернской Думы, комитеты и комиссии Самарской Губернской Думы, депутатские группы и фракции, Совет Самарской Губернской Думы, Губернатор Самарской области, главы муниципальных образований, представительные органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, региональные общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории Самарской области. Право законодательной инициативы принадлежит также областному суду, арбитражному суду области, прокурору области, избирательной комиссии Самарской области, Уставному суду Самарской области, Уполномоченному по правам человека в Самарской области. Законопроекты, внесенные в Самарскую Губернскую Думу Губернатором Самарской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Самарской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Самарской Губернской Думой по представлению Губернатора Самарской области либо при наличии заключения Губернатора Самарской области. Данное заключение представляется в Самарскую Губернскую Думу в течение 30 дней со дня поступления законопроекта в Администрацию Самарской области. Статья 82. Самарская Губернская Дума состоит из 25 депутатов, избираемых в одномандатных округах. Депутаты Самарской Губернской Думы работают на постоянной профессиональной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности. Статья 83. Депутаты Самарской Губернской Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Самарской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 84. Депутаты Самарской Губернской Думы избираются сроком на 5 лет. Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы определяется законом Самарской области. Статья 85. Депутатом Самарской Губернской Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством. Статья 86. Депутат Самарской Губернской Думы в течение срока своих полномочий не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также судьей, государственным и муниципальным служащим, если иное не предусмотрено федеральным законом. Депутат Самарской Губернской Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственным служащим. Права и обязанности депутатов Самарский Губернской Думы, гарантии их деятельности, условия работы определяются законом Самарской области о статусе депутатов Самарской области. Глава 10. ПОЛНОМОЧИЯ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ Статья 87. Самарская Губернская Дума принимает: а) Устав Самарской области, изменения и дополнения к нему; б) законы Самарской области и постановления Самарской Губернской Думы по предметам ведения Самарской области; в) законы Самарской области и постановления Самарской Губернской Думы по предметам совместного ведения Российской Федерации и Самарской области в пределах полномочий Самарской области. Статья 88. Законом Самарской области: а) утверждаются областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Самарской области; б) устанавливаются в соответствии с настоящим Уставом основы организации и деятельности Самарской Губернской Думы; в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления в Самарской области, в пределах полномочий Самарской Губернской Думы определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; г) утверждаются областные целевые программы и программы социально - экономического развития Самарской области, представленные Губернатором Самарской области; д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Самарской области, а также порядок их взимания, льготы по ним; е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Самарской области, в том числе долями (паями, акциями) Самарской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и организаций иных организационно - правовых форм; ж) утверждаются заключение и расторжение договоров Самарской области; з) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума; и) устанавливается порядок проведения выборов в Самарскую Губернскую Думу, а также выборов Губернатора Самарской области; к) устанавливается административно - территориальное устройство Самарской области и порядок его изменения; л) оформляется согласование кандидатуры на должность начальника Главного управления внутренних дел Самарской области; м) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Самарской области к ведению и полномочиям Самарской области. Постановлением Самарской Губернской Думы: а) определяется порядок деятельности Самарской Губернской Думы; б) назначается половина членов Избирательной комиссии Самарской области; в) назначается дата выборов в Самарскую Губернскую Думу, а также дата выборов Губернатора Самарской области; г) назначается областной референдум в соответствии с действующим законодательством; д) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору Самарской области; е) утверждается соглашение об изменении границ Самарской области и иных субъектов Российской Федерации; ж) оформляется решение о принятии закона Самарской области; з) назначаются на должность судьи Уставного суда, мировые судьи Самарской области; и) назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный по правам человека в Самарской области; к) оформляется согласование кандидатуры на должность прокурора Самарской области; л) оформляется согласование на назначение и освобождение от должности начальника Главного управления внутренних дел Самарской области; м) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению Самарской Губернской Думы. Статья 89. Самарская Губернская дума самостоятельно или через создаваемые ею органы осуществляет контроль за: а) исполнением принятых ею законов и постановлений; б) выполнением программ и планов социально-экономического развития Самарской области; в) соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью Самарской области. Статья 90. Полномочия Самарской Губернской Думы могут быть прекращены досрочно в случае: а) принятия Самарской Губернской Думой постановления о самороспуске в порядке, предусмотренном частью четвертой настоящей статьи: б) вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов Самарской Губернской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; в) роспуска Самарской Губернской Думы Губернатором Самарской области по основаниям, предусмотренным частью второй настоящей статьи; г) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Губернатор Самарской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Самарской Губернской Думы в случае принятия ею Устава Самарской области, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Самарской области, или принятия ею закона Самарской области, постановления, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Самарской области, Уставу Самарской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Самарская Губернская Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Решение Губернатора Самарской области о досрочном прекращении полномочий Самарской Губернской Думы принимается в форме постановления. Постановление о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Самарской Губернской Думы. В случае досрочного прекращения полномочий Самарской Губернской Думы внеочередные выборы в Самарскую Губернскую Думу назначаются не позднее чем через 14 дней и проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу постановления о досрочном прекращении полномочий Самарской Губернской Думы. Раздел IV. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 11. ГУБЕРНАТОР (ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ) САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 91. Губернатор Самарской области является высшим должностным лицом области, возглавляет Администрацию Самарской области. Губернатор Самарской области осуществляет исполнительную власть через систему органов исполнительной власти Самарской области. В систему органов исполнительной власти Самарской области входят: Администрация Самарской области; иные органы исполнительной власти Самарской области, формируемые Губернатором Самарской области. Статья 92. Губернатор Самарской области избирается гражданами Российской Федерации, обладающими избирательным правом на территории Самарской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 5 лет. Губернатором Самарской области не может быть избрано одно и то же лицо более двух сроков подряд. Статья 93. Губернатором Самарской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, достигший 30-летнего возраста. Статья 94. Губернатор Самарской области вступает в должность с момента принесения торжественной присяги. Присяга приносится на первом, после его избрания заседании Самарской Губернской Думы, но не позднее, чем на 30-й день после его избрания. Губернатор Самарской области приносит присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Самарской области, возлагаемых на меня многонациональным народом Самарской области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы Самарской области. Статья 95. Губернатор Самарской области: а) формирует Администрацию Самарской области и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия в соответствии с настоящим Уставом; б) обеспечивает защиту прав и свобод граждан в Самарской области, территориальную целостность Самарской области, законность и правопорядок; в) обладает правом законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе; г) обнародует законы Самарской области; д) представляет Самарскую область во внутренних и международных отношениях, ведет переговоры и подписывает договоры от имени Самарской области; е) обеспечивает взаимодействие всех органов государственной власти Самарской области; ж) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета области; з) - исключен; и) назначает и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти Самарской области; к) формирует и возглавляет совещательные и вспомогательные органы при Губернаторе Самарской области; л) назначает половину членов избирательной комиссии Самарской области; м) принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначаемым им должностным лицам; н) представляет Самарскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Самарской области; о) дает согласие на назначение прокурора Самарской области; п) дает согласие на назначение начальника Главного управления внутренних дел Самарской области; р) представляет Самарской Губернской Думе кандидатуры для назначения на должности судей Уставного суда Самарской области; с) дает согласие на назначение на должности мировых судей в Самарской области; т) вносит предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека в Самарской области. В случае временного отсутствия Губернатора Самарской области его полномочия осуществляет вице-губернатор Самарской области, за исключением полномочий, предусмотренных пунктом "и" части первой настоящей статьи, и права законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений в Устав Самарской области. В случае временного отсутствия вице-губернатора Самарской области данные полномочия осуществляет один из руководителей структурных подразделений Администрации Самарской области в соответствии с распоряжением Губернатора Самарской области. В случае одновременного временного отсутствия Губернатора Самарской области и вице-губернатора Самарской области данные полномочия могут быть возложены на одного из руководителей структурных подразделений Администрации Самарской области по распоряжению Губернатора Самарской области либо лица, его замещающего. Губернатор Самарской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Самарской области, а также исполнять Указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации. Статья 96. Губернатор Самарской области, осуществляя руководство органами исполнительной власти Самарской области, выполняет следующие функции: а) представляет на утверждение в Самарскую Губернскую Думу проект закона Самарской области об областном бюджете и проект закона об исполнении областного бюджета за предшествующий год; б) представляет на рассмотрение в Самарскую Губернскую Думу законопроекты о введении или отмене областных налогов, об освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств Самарской области, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета; в) представляет на утверждение Самарской Губернской Думы программы и прогноз социально - экономического развития области, областные целевые программы; г) организует работу по формированию областных внебюджетных и валютных фондов, обеспечивает контроль за их использованием по целевому назначению; д) утверждает структуру исполнительной власти Самарской области, формирует органы исполнительной власти Самарской области, утверждает положения о них; е) обеспечивает необходимое взаимодействие между органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления; ж) обеспечивает взаимодействие территориальных служб федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области, и Администрации Самарской области в соответствии с федеральным законодательством; з) рассматривает отчеты и доклады руководителей органов исполнительной власти Самарской области; и) организует проверку деятельности органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области; к) вносит на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти проекты нормативных актов, принятие которых находится в их компетенции; л) отменяет действие нормативных актов органов исполнительной власти Самарской области в случае, если они противоречат федеральным законам и законам Самарской области; м) назначает и освобождает от занимаемой должности руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной собственности Самарской области в соответствии с действующим законодательством; н) получает от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории области, сведения, необходимые для анализа социально - экономического развития области, а также сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения Самарской области; о) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 97. Губернатор Самарской области не может быть одновременно депутатом законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления (за исключением членства в Совете Федерации), заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Губернатор Самарской области на время работы в своей должности обязан передать в доверительной управление принадлежащие ему ценные бумаги, имущество, вклады в предприятия, а также иные ценности, использование которых влечет получение доходов. Статья 98. Полномочия Губернатора Самарской области прекращаются досрочно в случае: а) его отставки по собственному желанию; б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Самарской Губернской Думой; в) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; г) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; д) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; е) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; ж) утраты гражданства Российской Федерации; з) - исключен; и) его смерти; к) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Статья 98-1. Самарская Губернская Дума вправе выразить недоверие Губернатору Самарской области в случае: а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу и законам Самарской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Самарской области не устранит указанных противоречий в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; б) иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Самарской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение Думы о недоверии Губернатору Самарской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов. Решение Самарской Губернской Думы о недоверии Губернатору Самарской области влечет за собой немедленную отставку Губернатора Самарской области и возглавляемой им Администрации Самарской области. В случае отставки Администрации Самарской области, предусмотренной частью третьей настоящей статьи, Администрация Самарской области продолжает действовать до сформирования новой Администрации Самарской области. Статья 99. Одновременно с Губернатором Самарской области избирается вице-губернатор Самарской области. Кандидатуру вице-губернатора Самарской области предлагает кандидат в Губернаторы Самарской области. Вице-губернатор Самарской области избирается на срок полномочий Губернатора Самарской области. Вице-губернатором Самарской области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом, имеющий высшее образование. Вице-губернатор Самарской области осуществляет по поручению Губернатора Самарской области отдельные его полномочия. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Самарской области вице-губернатор вступает в должность Губернатора Самарской области и исполняет его полномочия до вступления на должность вновь избранного Губернатора. На вице-губернатора Самарской области распространяются положения, предусмотренные статьями 97 и 98 настоящего Устава. Статья 99-1. В случае досрочного прекращения полномочий вице-губернатора Самарской области новые выборы вице-губернатора не проводятся до истечения срока, на который был избран Губернатор Самарской области. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Самарской области и вице-губернатора Самарской области выборы Губернатора и вице-губернатора проводятся в сроки и в порядке, установленные законом Самарской области. До вступления в должность вновь избранных Губернатора Самарской области и вице-губернатора Самарской области полномочия Губернатора Самарской области, предусмотренные частью второй статьи 95 настоящего Устава, временно исполняет один из руководителей структурных подразделений Администрации Самарской области. Статья 100. - Исключена. Глава 12. АДМИНИСТРАЦИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 101. Администрация Самарской области формируется и возглавляется Губернатором области. Администрация Самарской области является высшим органом исполнительной власти Самарской области. Администрация Самарской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Иные органы исполнительной власти Самарской области по решению Губернатора области могут быть наделены правами юридического лица в соответствии с действующим законодательством. Статья 102. Администрация Самарской области осуществляет все полномочия органов государственной власти области, не отнесенные к полномочиям Самарской Губернской Думы, в том числе: а) планирование, бюджет, финансы и учет; б) управление собственностью области и взаимодействие с органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности; в) выработка и реализация экономической и инвестиционной политики; г) сельское хозяйство, регулирование земельных отношений, использование земли и других природных ресурсов; д) строительство и жилищно - коммунальное хозяйство; е) охрана природы и природопользование, охрана, реставрация и использование историко - культурного наследия; ж) энергетика, инженерное обеспечение; з) транспорт, дорожное хозяйство; и) связь и коммуникации; к) труд и занятость населения; д) социальная защита населения, здравоохранение; м) образование, наука, культура и спорт; н) законность, охрана прав и свобод граждан, собственности и общественного порядка, борьба с преступностью; о) иные полномочия, связанные с обеспечением жизнедеятельности Самарской области. Статья 103. Администрация Самарской области через возглавляемые ею органы исполнительной власти Самарской области: а) разрабатывает проект областного бюджета, а также проекты программ и прогноза социально - экономического развития Самарской области, областных целевых программ, обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении областных целевых программ и программ социально - экономического развития Самарской области для представления их Губернатором Самарской области в Самарскую Губернскую Думу; б) разрабатывает и реализует финансовую, налоговую, инвестиционную, промышленную, аграрную политику в области; осуществляет меры по развитию предпринимательства и ограничению монополистической деятельности; управляет и распоряжается областной собственностью в соответствии с законами Самарской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Самарской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; содействует укреплению банковской, денежной и кредитной системы; в) проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда, содействует организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; г) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, обеспечению занятости населения, росту благосостояния, охране труда и здоровья населения; организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование; д) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства и детства; разрабатывает и реализует меры по развитию культуры и науки; принимает меры по реализации государственной молодежной политики; е) разрабатывает и реализует программы развития агропромышленного комплекса, эффективного использования земель и повышения их плодородия, возрождения села, поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от форм собственности; ж) осуществляет мероприятия по развитию жилищного строительства, объектов коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи; создает условия для развития торговли, бытового обслуживания населения; принимает меры по защите прав потребителей; з) организует и обеспечивает своевременное финансирование строительства объектов за счет областного и федерального бюджетов; и) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране природы, рациональному природопользованию; организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства; к) обеспечивает рациональное размещение производительных сил; содействует комплексному экономическому и социальному развитию городов и населенных пунктов области; л) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; м) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению обороны, государственной безопасности, мобилизационной подготовки и гражданской обороны, выполнению законодательства о воинской обязанности; н) осуществляет внешнеэкономическую деятельность; о) осуществляет иные исполнительно - распорядительные функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральными законами и законами Самарской области. п) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий; р) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам. Уставу Самарской области и иным нормативным правовым актам Самарской области; с) осуществляет полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности, отнесенных к ее компетенции федеральным законодательством, а также переданные федеральными органами государственной власти. Полномочия органов исполнительной власти Самарской области по управлению в указанных отраслях и сферах определяются соответствующими положениями. Глава 13. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 104. Нормативными правовыми актами Губернатора Самарской области являются постановления и распоряжения, вступающие в силу с момента их подписания, если иное не предусмотрено в самом акте. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Раздел V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 14. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ И АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 105. Губернатор Самарской области подотчетен и подконтролен Самарской Губернской Думе, органам исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции. Статья 106. Нормативные правовые акты Губернатора Самарской области направляются в Самарскую Губернскую Думу в течение 5-ти дней с момента их подписания. Самарская Губернская Дума вправе обратиться к Губернатору Самарской области с предложениями о внесении изменений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке. Статья 107. Принятые Самарской Губернской Думой законы Самарской области в течение 5 дней направляются Губернатору Самарской области для обнародования. Губернатор Самарской области вправе отклонить их либо в последствии обжаловать в судебном порядке в соответствии с процедурой, установленной настоящим Уставом и законами Самарской области. Самарская Губернская Дума направляет Губернатору Самарской области планы законотворческой деятельности Самарской Губернской Думы и проекты законов Самарской области. Статья 108. Губернатор Самарской области вправе: а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях Самарской Губернской Думы с правом совещательного голоса; б) инициировать созыв внеочередных заседаний Самарской Губернской Думы, а также созывать вновь избранную Самарскую Губернскую Думу на первое заседание ранее срока, установленного для этого Законом Самарской области "О Самарской Губернской Думе; в) предлагать вопросы в повестку дня заседаний Самарской Губернской Думы; г) вносить на рассмотрение Самарской Губернской Думы проекты нормативных правовых актов Самарской области; д) выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседаний Самарской Губернской Думы; е) делегировать на заседания Самарской Губернской Думы (комитетов Самарской Губернской Думы) представителей структурных подразделений Администрации Самарской области и иных органов исполнительной власти Самарской области, определять их полномочия; ж) обратиться в Самарскую Губернскую Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Самарской Губернской Думы, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Статья 109. Депутаты Самарской Губернской Думы либо по поручению Самарской Губернской Думы или председателя Самарской Губернской Думы работники аппарата Самарской Губернской Думы вправе присутствовать, выступать, вносить проекты постановлений, распоряжений и поправки к ним на заседаниях органов исполнительной власти области. Депутаты Самарской Губернской Думы пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами структурных подразделений Администрации Самарской области и иных органов исполнительной власти Самарской области. Статья 110. На заседаниях Самарской Губернской Думы и ее органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители структурных подразделений Администрации Самарской области и иных органов исполнительной власти Самарской области или лица, уполномоченные указанными руководителями. Статья 111. Споры между Самарской Губернской Думой и органами исполнительной власти Самарской области, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятым нормативным правовым актам Самарской области и иным вопросам, разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия в решении возникших проблем по истечении установленного срока деятельности конкретной комиссии рассмотрение спора может быть передано в соответствующий суд. Глава 15. ПОРЯДОК ПОДПИСАНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 112. Законы Самарской области обнародуются Губернатором Самарской области кроме случаев прямо предусмотренных настоящим Уставом. Закон Самарской области, принятый Самарской Губернской Думой, подлежит обнародованию Губернатором Самарской области. Губернатор Самарской области удостоверяет обнародование закона путем его подписания либо отклоняет закон в течение 14 дней с момента его поступления. Статья 113. В случае отклонения закона Самарской области Губернатор Самарской области возвращает его в Самарскую Губернскую Думу с письменным обоснованием отклонения и своими предложениями для повторного рассмотрения. Статья 114. Если при повторном рассмотрении отклонений Губернатором Самарской области закон Самарской области принимается в прежней редакции не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов Самарской Губернской Думы, он подлежит обнародованию Губернатором Самарской области в течение 14 дней. Статья 115. Если в установленные настоящим Уставом сроки закон Самарской области не будет обнародован либо отклонен Губернатором Самарской области, то он обнародуется председателем Самарской Губернской Думы в течение 5 дней с момента истечения сроков, установленных статьями 112 и 114 настоящего Устава. Статья 116. Порядок принятия, подписания, опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области определяется настоящим Уставом и законами Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. Статья 117. Законы и иные нормативные правовые акты Самарской области, принятые в пределах полномочий, имеют прямое действие и обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Самарской области органами государственной власти Российской Федерации, Самарской области, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Статья 118. Нормативные правовые акты Самарской области подлежат государственной защите на территории области также, как и законы Российской Федерации. Статья 119. Губернатор Самарской области, вице-губернатор Самарской области. Самарская Губернская Дума, Администрация области, а также их органы и должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральным законом и законом Самарской области. Раздел VI. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 16. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 120. Местное самоуправление в Самарской области - признаваемая и гарантируемая федеральным и областным законодательством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов народа Самарской области, его исторических и иных местных традиций. Статья 121. Местное самоуправление в Самарской области осуществляется гражданами через представительные (выборные), исполнительные и иные органы местного самоуправления, а также путем прямого волеизъявления граждан, выраженного в формах, не противоречащих федеральным и областным законам. Статья 122. Компетенция и структура органов местного самоуправления, порядок их образования и деятельности, а также другие вопросы местного значения регулируются уставами муниципальных образований, принимаемыми в соответствии с федеральными и областными законами. Статья 123. Уставы муниципальных образований принимаются их представительными органами либо всем населением на местном референдуме и подлежат регистрации в соответствии с законом Самарской области. Все органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность под контролем населения. Статья 124. Местное самоуправление осуществляется в пределах территорий, определяемых законом Самарской области, и опирается на принципы народовластия. Структура и наименование органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Муниципальные образования могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) в целях координации своей деятельности. Передача полномочий органов местного самоуправления ассоциациям (союзам) не допускается. Статья 125. Органы местного самоуправления обладают правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования. Муниципальное образование может иметь свою символику. Глава 17. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 126. Предметы ведения муниципальных образований включают в себя вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми могут быть наделены органы местного самоуправления. Статья 127. Перечень вопросов местного значения определяется федеральными законами и законами Самарской области. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Статья 128. - Исключена. Статья 129. - Исключена. Статья 130. Органы местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области осуществляют собственное правовое регулирование в пределах предоставленных им полномочий, организуют исполнение законов и иных нормативных правовых актов Самарской области, а также собственных нормативных правовых актов. Статья 131. Органы местного самоуправления могут наделяться законом Самарской области отдельными государственными полномочиями с передачей согласованных с ними объемов материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти Самарской области. Статья 132. Органы государственной власти Самарской области могут привлекать органы местного самоуправления к осуществлению федеральных и областных государственных программ с передачей средств, необходимых для их реализации. Статья 133. - Исключена. Глава 18. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 134. В муниципальных образованиях создаются представительные органы местного самоуправления. Порядок избрания представительных органов местного самоуправления в Самарской области определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законами Самарской области. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами Самарской области может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Статья 135. В муниципальных образованиях может избираться глава муниципального образования, возглавляющий деятельность по осуществлению местного самоуправления. Глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. Глава муниципального образования избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании или представительным органом местного самоуправления из своего состава в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном федеральными законами, законами Самарской области. Статья 136. - Исключена. Статья 137. Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территорий местного самоуправления, местные финансы, имущество, находящееся в муниципальной собственности, имущество, находящееся в государственной собственности, переданное органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного населения. Статья 138. Порядок формирования, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, формирования местного бюджета и его исполнение, создания внебюджетных фондов, установления и отмены местных налогов, участие органов самоуправления в финансово - хозяйственной деятельности регулируется законами Российской Федерации, Самарской области, нормативными правовыми актами местного самоуправления. Статья 139. Органы государственной власти Самарской области создают условия для развития территорий муниципальных образований, в том числе принимают меры экономической и социальной поддержки в отношении территорий, имеющих авления, имеющих уровень бюджетной обеспеченности ниже среднего по Самарской области. Статья 140. Гарантии местного самоуправления, полномочия, основы организации и деятельности органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Самарской области. Никто не вправе вмешиваться в осуществление деятельности органов местного самоуправления, в том числе принимать акты, ограничивающие их компетенцию, закрепленную законодательством Российской Федерации и Самарской области. Статья 141. Местное самоуправление в Самарской области гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Самарской области. Статья 142. Ущерб, причиненный муниципальному образованию неправомерными действиями или решениями органов государственной власти Самарской области, возмещается ему на основании решения суда либо добровольно по требованию органа местного самоуправления. Глава 19. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 143. Население, проживающее на части территории муниципального образования, может создавать органы территориального общественного самоуправления. Статья 144. Вопросы ведения территориального общественного самоуправления закрепляются законом Самарской области, уставами муниципальных образований, положениями о территориальном общественном самоуправлении. Статья 145. Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих функций, заключать с ними договоры (соглашения), если это не противоречит федеральным законам и законам Самарской области. Раздел VII. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Глава 20. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Статья 146. Судебная власть в Самарской области осуществляется судами Российской Федерации. Судебная система в Самарской области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Статья 147. Граждане, проживающие на территории Самарской области, имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Органы государственной власти Самарской области участвуют в формировании кадров судебных органов в соответствии с федеральным законодательством. Статья 148. Органы государственной власти и местного самоуправления в Самарской области содействуют созданию необходимых условий для работы судов, не вмешиваясь в их деятельности по осуществлению правосудия. Статья 149. Исходя из конституционного единства системы государственной власти в Российской Федерации, суды Российской Федерации, находящиеся на территории Самарской области, при осуществлении правосудия руководствуются нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, а также применяют нормативные правовые акты органов государственной власти Самарской области. Глава 21. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 150. Самарская область участвует в выработке и реализации единой политики Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью, разрабатывает и реализует областные программы по вопросам охраны правопорядка и безопасности граждан. Статья 151. В целях обеспечения личной безопасности граждан, защиты их имущества, общественного порядка и борьбы с преступностью в Самарской области действуют правоохранительные органы. Статья 152. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджета Самарской области и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом федеральным и областным законодательством. Статья 153. На территории Самарской области действуют органы Прокуратуры Российской Федерации. Условия их деятельности определяются федеральным законом. Статья 154. На территории Самарской области действуют органы Федеральной Службы Безопасности, иные федеральные правоохранительные органы. Условия деятельности федеральных правоохранительных органов на территории Самарской области определяются законом. Статья 155. Органы государственной власти и местного самоуправления Самарской области оказывают финансовое и материально - техническое содействие правоохранительным органам в осуществлении их деятельности. Статья 156. Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории Самарской области осуществляет прокурор Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. РАЗДЕЛ Vll-1. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 156-1. До дня вступления в должность вновь избранных Губернатора Самарской области и вице-губернатора Самарской области (далее - переходный период) вице-губернатор Самарской области назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Самарской области. Назначение на должность вице-губернатора Самарской области в переходный период производится с согласия Самарской Губернской Думы. Статья 156-2. Статьи 99 и 99-1 настоящего Устава всыпают в силу по истечении срока переходного периода. В течение переходного периода полномочия вице-губернатора Самарской области, закрепленные частью второй статьи 95 настоящего Устава, осуществляются им в соответствии с распоряжением Губернатора Самарской области. Статья 156-3. При досрочном прекращении в течение переходного периода полномочий Губернатора Самарской области их осуществляет вице-губернатор Самарской области. Выборы Губернатора Самарской области проводятся в сроки, установленные федеральным законодательством. Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 157. - Исключена. Статья 158. - Исключена. Статья 159. - Исключена. Статья 160. Устав Самарской области, закон Самарской области о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Самарской области во всех чтениях принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Самарской Губернской Думы. Статью 161. Все проекты законов Самарской области о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Самарской области выносятся на открытое обсуждение через средства массовой информации. Статья 162. В случае, если нормы Устава Самарской области придут в противоречие с нормами, принятых впоследствии федеральных законов прямого действия, Устав Самарской области в месячный срок приводится в соответствии с федеральными законами. На данные изменения и дополнения правила, изложенные в статье 161 настоящего Устава не распространяются. Статья 163. Законы Самарской области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления в Самарской области, принятые до вступления в силу Устава Самарской области, действуют лишь в той части, в которой они не противоречат Уставу Самарской области. Статья 164. Устав Самарской области подписывается Губернатором Самарской области и председателем Самарской Губернской Думы и вступает в силу с момента его опубликования в печати. Глава Администрации Самарской области К.А.ТИТОВ Председатель Самарской Губернской Думы Л.И.КОВАЛЬСКИЙ ------------------------------------------------------------------