13 июня 1997 года N 9-ГД ------------------------------------------------------------------ ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (В ред. Законов Самарской области от 10.04.98 N 3-ГД , от 13.01.99 N 2-ГД ) Принят Самарской Губернской Думой 27 мая 1997 года Настоящий Закон определяет административно - территориальное устройство Самарской области, его принципы, порядок образования и упразднения административно - территориальных единиц, критерии отнесения поселений области к городским и сельским населенным пунктам. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Самарской области об административно - территориальном устройстве Самарской области В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы административно - территориального устройства Самарской области находятся в ее ведении и регулируются Уставом Самарской области, настоящим Законом, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти Самарской области и правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе Административно - территориальное устройство - территориальная организация Самарской области, представляющая собой систему входящих в ее состав административно - территориальных единиц. С учетом административно - территориального устройства строится система местного самоуправления в Самарской области. Административно - территориальная единица Самарской области - часть территории области в фиксированных границах, совпадающих с границами муниципальных образований, признанная в установленном настоящим Законом порядке административно - территориальной единицей Самарской области. Административно - территориальная единица района - часть территории района Самарской области в фиксированных границах, признанная в установленном настоящим Законом и уставом муниципального образования порядке административно - территориальной единицей района. Район Самарской области - административно - территориальная единица Самарской области, которая может объединять в своих границах волости и города районного значения. Населенный пункт (поселение) - территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы, служащая постоянным местом проживания людей. Городской населенный пункт (городское поселение) - населенный пункт, который отнесен в установленном настоящим Законом порядке к городам областного либо районного значения, или к поселкам городского типа, к курортным, дачным поселкам. Сельский населенный пункт (сельское поселение) - населенный пункт, не отнесенный настоящим Законом к городским поселениям: село, деревня, поселок, хутор, железнодорожная станция, железнодорожный разъезд, железнодорожная казарма, железнодорожная будка, кордон, кошара, аул. Волость - административно - территориальная единица района, которая может своими границами охватывать часть, либо всю территорию крупного населенного пункта, или объединять несколько населенных пунктов. Административный центр - населенный пункт, который является местом постоянного нахождения органов местного самоуправления района Самарской области. Граница (черта) - внешняя граница территории административно- территориальной единицы, населенного пункта, которая отделяет их от других территорий. Статья 3. Принципы административно - территориального устройства Административно - территориальное устройство Самарской области, обеспечивая целостность ее территории, основывается на следующих принципах: а) соответствия исторически сложившейся системе расселения в области; б) создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов местного самоуправления, участия населения в их работе; в) содействия рациональному использованию людских и природных ресурсов, экономического потенциала территории, развитию социальной инфраструктуры, системы коммуникаций. Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ И НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 4. Виды административно - территориальных единиц 1. Территория Самарской области непосредственно подразделяется на территории городов областного значения и районов Самарской области, являющихся административно - территориальными единицами Самарской области. 2. Территории районов Самарской области непосредственно подразделяются на территории волостей и городов районного значения, являющихся административно - территориальными единицами района Самарской области. Статья 5. Общие критерии отнесения административно - территориальных единиц к районам Самарской области и волостям 1. При образовании районов Самарской области учитываются сложившиеся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, тяготение волостей и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал территории, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенческого значения. 2. При образовании волостей учитывается наличие относительно крупного населенного пункта или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно - бытовому центру, его транспортная доступность, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению. Статья 6. Виды населенных пунктов 1. Населенные пункты (поселения), находящиеся на территории Самарской области, делятся на городские и сельские. 2. К городским поселениям относятся города, поселки городского типа, курортные поселки, дачные поселки. На территории Самарской области имеются города областного значения и города районного значения. 3. На территории Самарской области имеются следующие сельские населенные пункты: села, деревни, поселки, хутора, железнодорожные станции, железнодорожные разъезды, железнодорожные казармы, железнодорожные будки, кордоны, кошары, аулы. 4. Одиночные дома подлежат приписке к близлежащим населенным пунктам. Статья 7. Общие критерии определения видов городских населенных пунктов (поселений) 1. К городам областного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими, социально- культурными центрами, с развитой промышленностью и численностью населения свыше 25 тысяч человек. 2. К городам районного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся промышленными и социально - культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85%. 3. К поселкам городского типа (рабочим поселкам) могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, строительные организации, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 75%, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения или учреждения среднего специального образования, либо научно - исследовательские учреждения. 4. К курортным поселкам могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тыс. человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения. 5. К дачным поселкам могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов и мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них. Глава 3. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА Статья 8. Решения по вопросам образования, объединения и упразднения районов Самарской области, а также отнесения населенных пунктов к городам областного значения 1. Решения по вопросам образования, объединения и упразднения районов Самарской области, а также отнесения населенных пунктов к городам областного значения принимаются на заседании Самарской губернской Думы, по результатам референдума, проведенного на соответствующих территориях. 2. С инициативой о проведении референдума могут выступить инициативные группы граждан, а также органы государственной власти Самарской области, либо органы местного самоуправления. 3. Инициаторы проведения референдума обязаны предоставить в Самарскую Губернскую Думу следующие документы: а) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений; б) схематическая карта с указанием на ней новых границ; в) смета расходов, необходимых для проведения предполагаемых изменений с указанием источников их покрытия; г) решения соответствующих органов местного самоуправления муниципального образования о вносимом предложении; д) положительное заключение Губернатора Самарской области. 4. На основании представленных документов и итогов референдума Самарская Губернская Дума принимает соответствующее решение по вопросам, изложенным в пункте 1 настоящей статьи. Статья 9. Решение иных вопросов административно - территориального устройства 1. Решения по вопросам установления и изменения границ административно - территориальных единиц и населенных пунктов, образованию, объединению и упразднению административно - территориальных единиц районов и населенных пунктов, включению населенных пунктов в состав другого населенного пункта, выделению населенного пункта из состава другого населенного пункта,, установлению административного центра района Самарской области принимаются на заседании Самарской Губернской Думы с учетом мнения населения, проживающего на соответствующих территориях, выраженного в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. 2. С инициативой о внесении соответствующих предложений могут выступить органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления, а также инициативные группы граждан в количестве не менее 50 человек. Инициаторы обязаны представить в Самарскую Губернскую Думу следующие документы: а) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений; б) схематическая карта с указанием на ней новых границ, за исключением случаев установления административного центра района Самарской области; в) смета расходов, необходимых для проведения предполагаемых изменений с указанием источников их покрытия; г) документ, подтверждающий учет мнения населения, проживающего на соответствующих территориях; д) решения соответствующих органов местного самоуправления муниципального образования о вносимом предложении; е) положительное заключение губернатора Самарской области; 3. Присвоение наименований, переименование административно - территориальных единиц и населенных пунктов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. 4. Полномочиями по решению вопросов, не изложенных в пункте 1 статьи 8 настоящего Закона, а также в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, обладают органы местного самоуправления муниципальных образований. (Статья 9 в ред. Закона Самарской области от 10.04.98 N 3-ГД) Глава 4. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 10. Регистрация и учет административно - территориальных единиц и населенных пунктов Регистрация и учет существующих и вновь возникающих административно - территориальных единиц и населенных пунктов, исключение из учетных данных упраздненных административно - территориальных единиц и населенных пунктов в границах Самарской области осуществляются Администрацией Самарской области. Статья 11. (Исключена.- Закон Самарской области от 13.01.99 N 2-ГД) Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 12. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Самарской области К.А. Титов г. Самара 13 июня 1997 года N 9-ГД ------------------------------------------------------------------