Самарский государственный университет
Кафедра теории и истории государства и права;
международного права
тексты лекций
Е. Н. Кузнецовой
для студентов первого курса
специального факультета
специальности «Юриспруденция»
записал А. Юдаков
Самара, 2001
Этот же документ в формате Word 6.0.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Предмет и строение теории государства и права
2. Методология теории государства и права
3. Место теории государства и права в системе общественных наук
4. Место теории государства и права в системе юридических наук
Тема 2. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ
1. Понятие типологии государства
Тема 4. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА
Тема 5. ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ
2. Трактовка права в современной отечественной науке
Тема 6. НОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРОЕНИЕ
Тема 7. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
2. Классификация источников права
3. Классификация нормативных правовых актов
2. Критерии деления норм права на отрасли, подотрасли и институты…
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Всякая наука изучает закономерности развития своего объекта.
Под закономерностями понимаются повторяющиеся устойчивые объективные существенные связи между объектами реальности.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. При этом изучаются:
а) закономерности, которые являются общими для государства и права;
б) закономерности, присущие только государству;
в) закономерности, присущие только праву.
По предмету и системе понятий в теории государства и права различают теорию государства и теорию права. Точнее, теория государства есть система двух теорий: теории государства и теории права.
Понятие фиксирует общие существенные признаки предметов и явлений.
В систему понятий теории государства входят следующие понятия: государство, тип государства, функции государства, государственный аппарат, форма государства и др.
В систему понятий права входят следующие понятия: право, тип права, источники (формы) права, система права, правоотношение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая ответственность, правовая культура, правовая семья, и др.
Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.
Теория государства и права использует следующие методы:
1. Общенаучные (задаются используемым философским направлением):
а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания;
а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;
б) диалектика — учение о развитии бытия и мышления. При этом используются принципы: принцип всеобщего развития; принцип всеобщей связи явлений; принцип всестороннего изучения объекта; и законы: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания;
в) метафизика — явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.
2. Частнонаучные (общие для конкретной науки):
а) системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;
б) специальные методы, позаимствованные из других наук — используются лишь в части исследований;
в) частноправовые — используются только в юридических исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др.; формально-юридический.
Все общественные науки имеют своим объектом общество.
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Объектом изучения философии является мир в целом, а результатом исследований — картина мира.
Социология — наука об обществе в целом, а также о его составляющих: социальных институтах, социальных процессах, социальных группах, отношении личности с обществом. Применительно к государству и праву социология занимается изучением их роли в обществе.
Экономическая теория — наука, изучающая производственные отношения, т.е. такие отношения, которые связаны с производством, обменом и потреблением материальных благ, а также с собственностью на них. Применительно к государству и праву экономическая теория изучает влияние государства и права на экономику.
Политология — наука, изучающая отношения между людьми по поводу государственной власти. Применительно к государству политология изучает его место среди других институтов политической системы общества (политических партий, общественных объединений и др.).
История правовых и политических учений — наука, которая изучает историю развития учений о государстве и праве. Теория государства и права охватывает лишь современные учения о государстве и праве. Таким образом, история правовых и политических учений есть история теории государства и права.
История государства и права — наука, которая изучает возникновение и развитие государства и права конкретных обществ по хронологическому принципу. Теория же государства и права изучает государство и право в теоретической абстрактной форме, т.е. общие черты государства и права всех обществ.
Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юридическими науками.
Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе.
Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций и от других организаций цивилизованного общества.
Признаки государства:
Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка.
Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.
Публичная власть — это власть, которая:
а) распространяется на все общество;
б) выступает от имени всего общества;
в) действует в интересах всего общества;
г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.
В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.
Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.
Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.
Признаки государственного суверенитета:
1) с внутренней стороны:
а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;
б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;
2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.
Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).
Национальный суверенитет — полновластие нации, т.е. возможность нации самостоятельно решать вопросы своей организации, в т. ч. право на самоопределение, вплоть до создания отдельного государства. Нация — этническая общность буржуазного общества, объединенная единством экономической жизни, территории, языка, культуры, национального самосознания.
Народный суверенитет — полновластие народа (большинства жителей страны), т. е. народ является источником государственной власти и реализует свою власть путем прямого (непосредственного) и представительного (опосредованного) правления. Прямая демократия — это прямые выборы и референдум. Представительная демократия — это деятельность избранных представительных органов.
Существует множество теорий происхождения государства, которые отличаются друг от друга парадигматически (парадигма — это способ постановки и решения научных проблем) по следующим причинам:
а) разные реальные исторические условия в разных обществах;
б) разные философские основы построения теорий.
Самостоятельно изучить следующие теории происхождения государства:
1. Теологическая (теократическая)
2. Патриархальная (патерналистская)
3. Договорная
4. Теория насилия
5. Органическая
6. Психологическая
7. Материалистическая
При изучении обратить внимание на следующие аспекты:
а) период формирования теории;
б) основные представители теории;
в) суть (основные положения) теории;
г) оценка теории (степень ее научной и практической полезности).
Современные отечественные исследователи основываются на материалистической теории и дополняют ее положениями других теорий.
Период формирования — II пол. XIX в.
Представители — Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Георгий Плеханов.
Кратко теория изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Основные положения:
Государство возникло в результате общественного разделения труда, возникновения частной собственности и классов. В этих условиях государство выступило как орудие экономически господствующего класса — собственников средств производства. С помощью государства этот класс становится и политически господствующим.
Определяющую роль в возникновении и развитии государства играет классовая борьба.
Пути формирования государства:
1) присвоение прибавочного продукта;
2) присвоение должностей по наследству.
Оценка теории:
достоинство — учет экономического и классового факторов;
недостаток — недооценка других факторов.
Основные коррективы, вносимые современными исследователями:
1) придается большое значение роли неолитической революции (перехода от присваивающего хозяйства к производящему) ;
2) различаются пути возникновения государства:
а) европейский — сначала возникает частная собственность на средства производства и классы, а затем государство как орудие господствующего класса;
б) азиатский — сначала возникает государство, а затем классы. Распространение земледелия в азиатских странах требовало проведения ирригационных работ, для проведения которых была необходима координация коллективной деятельности. Руководство этими работами осуществлялось властными методами. Для проведения работ концентрировались материальные ресурсы, в первую очередь средства производства. Таким образом, люди, занятые в аппарате власти, в последствии становились собственниками средств производства, а не наоборот, как утверждал Ф. Энгельс;
3) роль классовой борьбы в возникновении и развитии государства считается незначительной.
Сущность — это главное в предмете, то, что характеризует его на протяжении всего его существования.
Любое государство занимается общественными делами, защищает общественные интересы (например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др.).
Любое государство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение в разные периоды истории различно.
Современное демократическое государство служит в первую очередь всему обществу. Оно является средством разрешения социальных противоречий и средством достижения социального согласия.
Одни исследователи отождествляют типологию и классификацию и считают что это — распределение объектов по классам на основе их общих признаков.
Другие ученые полагают, что типология — это особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них.
Государства классифицируются по их принадлежности к той или иной общественно-экономической формации.
Общественно-экономические формации, в свою очередь, классифицируются по способу производства, т.е. сочетанию производительных сил и производственных отношений.
Исторически выделяются пять типов формаций:
1) первобытнообщинная;
2) рабовладельческая;
3) феодальная;
4) буржуазная;
5) коммунистическая.
Оценка теории:
достоинства:
а) учет экономического фактора;
б) четкость критерия классификации;
недостаток — недооценка других факторов, упрощенное искажение картины развития государства.
Цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.
Представители: Арнольд Тойнби1, Освальд Шпенглер2, Питирим Сорокин3.
Основные положения:
Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.
Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.
Тип государства определяется по типу цивилизации.
По отношению государства и личности различают следующие виды государств:
а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены;
б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.
Оценка:
достоинство — системность анализа;
недостаток — нечеткость критериев классификации.
Функции государства — это основные направления его деятельности, которые объективно обусловлены потребностями общественной жизни.
По сфере деятельности:
а) внутренние (в пределах государственной границы);
б) внешние (за пределами государственной границы).
По продолжительности:
а) постоянные;
б) временные.
По значимости:
а) основные;
б) неосновные.
Внутренние:
а) регулирование экономики;
б) сбор налогов;
в) сохранение и развитие культуры;
г) охрана прав и свобод граждан и обеспечение правопорядка;
д) социальное обеспечение;
е) охрана экологии;
ж) и другие.
Внешние:
а) национальная оборона и внешняя агрессия;
б) сотрудничество с другими странами.
Государственный аппарат реализует функции государства.
Государственный аппарат — иерархическая система государственных органов.
Некоторые исследователи выделяют государственный механизм — деятельность государственных органов и полагают, что государственный аппарат — это порядок формирования госорганов.
Другие исследователи полагают, что государственный механизм включает в себя кроме государственного аппарата еще и систему государственных учреждений, поскольку они также участвуют в реализации функций государства.
Бюрократия — часть государственного аппарата, работающая на постоянной основе (в отличие от срочной выборной).
1. Принцип разделения властей
Вся полнота власти не может принадлежать одному лицу или органу. Это приводит к злоупотреблением властью. Следовательно, необходимо разделение властной компетенции между различными органами.
Разделение власти по горизонтали проводится на законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную. Каждая из этих ветвей самостоятельная, независима в реализации своих функций от других властей, организационно обособлена. Взаимоотношения отдельных ветвей власти между собой регулируются системой сдержек и противовесов и сотрудничеством.
Разделение власти по вертикали осуществляется в унитарных государствах между центральной и местной, а в федеративных — между федеральной властью и властью субъектов федерации.
2. Принцип законности [этот принцип и нижеследующие см. в учебнике]
3. Принцип демократизма
4. Принцип гласности
5. Принцип централизма
6. Принцип гуманизма
7. Принцип национального равноправия
1) имеет государственно-властные полномочия:
а) по принятию обязательных для исполнения решений;
б) по применению мер государственного принуждения.
2) формируется в порядке, установленном законом;
3) действует в пределах, ограниченных предоставленной ему компетенцией;
4) сфера его компетенции исчерпывающе описана в законе;
5) имеет установленное строение.
По ветвям власти:
а) законодательные;
б) исполнительные;
в) судебные;
г) контрольно-надзорные.
По территории:
а) центральные;
б) региональные.
По порядку формирования:
а) избираемые народом;
б) другие.
По универсальности своей компетенции:
а) общей компетенции:
б) специальной (отраслевой) компетенции.
По способу принятия решения:
а) единоличные;
б) коллегиальные.
Соответствует договорной теории происхождения государства.
Период — XVIII в.
Представители этой теории различают:
а) естественное право — порождение человеческой и общественной природы. Права и обязанности возникают объективно на основе общественных потребностей. Часть своих прав люди уступают государству, заключая договор о его создании;
б) позитивное право — исходит от государства. Должно соответствовать естественному праву для обеспечения справедливости.
Государственная власть не распространяется на неотъемлемые неотчуждаемые права и свободы индивида — т.е. такие, которые люди оставляют за собой при заключении договора об образовании государства.
Оценка:
достоинство — понимание права как меры социальной свободы и справедливости;
недостаток — трактовка права как вечного, неизменного.
К. XIX — н. XX вв.
Представители: Остин, Шершеневич, Хейзинга.
Отождествляют право с имеющимися в конкретном государстве законодательством. Полагают, что наука о праве должна изучать реально существующие законы. Естественного права не признают.
…
…
Теория распространена в странах с высокой ролью судебного прецедента как источника права.
Основные положения:
Право — это не нормы, а правоотношения, т.е. реализация норм. Право — это судебные и административные решения. Т.е. правом являются только те законы, которые применяются судом.
Различают право:
а) книжно-мертвое — писанные нормы;
б) живое — судебные решения.
XVIII в., Россия, Петражицкий.
Основные положения:
Право есть продукт психики человека и представляет собой осознание человеком с одной стороны своего долга и обязанностей, а с другой стороны — своих прав, т.е. притязаний человека на определенное поведение других людей в своих интересах.
Оценка:
достоинство — учет субъективного фактора;
недостаток — недооценка других факторов.
Право — это социальный регулятор. Социальное регулирование необходимо, поскольку обеспечивает нормальное функционирование общества. Суть социального регулирования — в воздействии на поведение людей и деятельность организаций.
В обществе существует система социальных регуляторов, которая состоит из следующих элементов:
1) обычаи — правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения и передачи из поколения в поколение;
2) нормы морали — нормы поведения, отражающие представление людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.д. Санкциями за нарушение норм морали выступают с одной стороны совесть человека, а с другой стороны, общественное порицание;
3) корпоративные нормы — регулируют отношения в трудовых коллективах;
4) нормы права — а) формулируется либо санкционируется государством; б) их исполнение обеспечивается принудительной силой государства; б) они общеобязательны; в) они регулируют общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников.
Право возникает по тем же причинам, что и государство.
Право возникает и формируется одновременно с государством.
Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества.
Норма права есть отдельная клетка единого организма — системы права.
Таким образом, признаки нормы права совпадают с признаками права:
а) непосредственно исходят от государства и им же охраняются;
б) общеобязательны;
в) взаимосвязаны, составляют многоуровневую систему;
г) регулируют общественные отношения, устанавливая права и обязанности участников.
Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза — место, временя и другие обстоятельства, при которых действует правило поведения данной нормы.
Диспозиция — само правило поведения или деятельности.
Санкция — меры принуждения, применяемые в случае несоблюдения данного правила поведения.
Включение в одну статью закона всех трех элементов нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено: а) системностью права (связью норм разных отраслей друг с другом); б) необходимостью компактного изложения текста закона.
В связи с этим на практике различаются:
а) норма-предписание — положение статьи закона, которое обычно содержит от одного до трех элементов правовой нормы;
б) логическая норма — находится в системе законодательства, всегда содержит три элемента.
Статья закона может содержать одну или несколько норм. Норма же в свою очередь может располагаться в одной или нескольких статьях закона.
а) конституционные;
б) гражданские;
в) уголовные;
г) и других отраслей права.
1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности)
а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;
б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);
2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:
а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;
б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (деятельности);
в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;
г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.
1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;
2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;
3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;
4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции.
1) управомочивающие — описывают права одной из сторон правоотношения;
2) обязывающие — описывают обязанности одной из сторон правоотношения;
3) запрещающие — описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.
Источник права в буквальном смысле — общественные отношения.
Источник права в теории права — внешнее выражение права. Используется в виде ответа на вопрос: «Где находятся нормы права?»
а) источники конституционного права;
б) источники уголовного права;
в) источники гражданского права;
г) источники трудового права;
д) и др.
Правотворчество (законотворчество) — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения.
Субъектами правотворческой деятельности могут выступать:
а) государство — в лице своих органов;
б) негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие;
в) народ — при принятии конституций и законов на референдуме.
Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества.
По субъектам правотворчества выделяются следующие виды источников права:
Правовые обычаи — обычаи, санкционированные (утвержденные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами:
а) в ходе судебной практики;
б) путем включения в закон.
Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.
В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. При этом существуют две квалификации подобной деятельности суда: а) подтверждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверждающая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права.
В советское время наличие такого источника права отрицалось, однако некоторые ученые полагали, что независимо от официальной позиции этот источник существует объективно — в практической деятельности судов.
В современной России правотворчество судов существует в ограниченной форме.
Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.
Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками:
а) рассчитан на многократное применение;
б) рассчитан на неопределенный круг лиц;
в) принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме);
г) принят в специально установленном порядке.
Нормативный правовой акт как официальный документ обладает следующими обязательными реквизитами:
а) наименование вида акта (закон, указ и др.);
б) наименование органа, принявшего акт;
в) дата принятия документа и его регистрационный индекс;
г) заглавие акта;
д) текст акта, изложенного в виде последовательности статей, иногда разделенных на главы и разделы;
е) подпись управомоченного лица.
Как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон.
Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права.
а) правовые принципы — основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение.
Существуют не во всех правовых отраслях.
б) правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть.
По широте охвата различают следующие виды правосознания:
общественное — взгляды, теории, убеждения, которые распространены в данном обществе;
групповое — взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе;
индивидуальное — содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным опытом.
в) юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений.
Юридическая доктрина была значимым источником права в Древнем Риме. В V в. до н. э. в специальном законе о цитировании утверждалось, что на труды пяти выдающихся римских ученых-юристов можно ссылаться как на закон.
В настоящее время широкое распространение юридическая доктрина получает в мусульманском праве, где труды юристов по толкованию Корана рассматриваются как источник права.
Ученые полагают, что в настоящее время юридическая доктрина источником права не является4.
а) государство;
б) негосударственные организации;
в) народ непосредственно.
а) неопределенно-длительного действия;
б) временного действия.
Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.
1. Законы — это нормативные правовые акты, которые:
а) принимаются парламентами — выборными представительными органами государственной власти;
б) принимаются в особом порядке, установленном конституцией — законодательном процессе;
в) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам, т. е. другие акты издаются:
— на основе закона, т. е. в случаях, установленных законом;
— во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом;
— должны закону соответствовать — не изменять и не отменять установленных законом норм и не устанавливать новых норм, законом не предусмотренных.
2. Подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом.
Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона.
Система права — это система всех норм права, существующих в данном государстве.
Системность норм права выражается в том, что они:
а) иерархичны;
б) специализированы по отраслям;
в) одни нормы конкретизируют положения других норм;
г) одни нормы гарантируют реализацию других норм.
В строении системы права можно выделить следующие основные уровни:
а) отрасли,
б) подотрасли,
в) институты,
г) отдельные нормы права.
Увы, на этом наши лекции были завершены. — А.Ю.
Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М., 1998. и второе издание: М.: Спарк, 2000. — 511 с.
Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и Л. И. Малько. — М., 1998. и второе издание: М.: Юристъ, 2001. — 771 с.
Теория государства и права / Под ред. Карельского и Перевалова. — М., 1998.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. — М., 1998.
Теория государства и права / Под ред. Г. Н. Манова.
Общая теория государства и права / Под. ред. В. В. Лазарева. — М., 1995 и переиздания.
Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права. — М., 2000.
Юридические словари.
1 Тойнби А. Постижение Истории. — М.: Прогресс, 1990.
2 Шпенгер О. Закат Европы. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
3 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.,: Политиздат, 1992.
4 Давид Рене. Основные правовые системы современности.